Во второй половине 19-го века при строительстве кораблей стали переходить от дерева к железу, а многие инженеры считали, что пришло время экспериментировать с новыми формами. Джон Элдер (John Elder), шотландский кораблестроитель, высказался за то, чтобы сделать корабль больше по ширине, что позволит ему перевозить более тяжелые и мощные орудия. Такая конструкция также будет иметь более мелкую посадку, и небольшого увеличения мощности будет достаточно, чтобы скорость достигла скорости обычного корабля. Эта концепция очень заинтересовала Андрея Александровича Попова, контр-адмирала Российского Императорского флота, но он довел идею до крайности, в результате чего получился один из самых любопытных когда-либо созданных кораблей.
Попов предложил корабль, ширина которого соответствовала его длине. У него не было прямых сторон. Другими словами, это был корабль с абсолютно круглым корпусом и плоским дном. Круг – это уникальная форма. Он охватывает максимальную площадь при минимальном периметре. Попов утверждал, что круглая конструкция обеспечит наибольшее водоизмещение (из-за большой площади), но при этом потребуется использовать меньше брони (из-за меньшей длины корпуса). Это означало, что корабль мог перевозить большие и более тяжелые орудия, при этом выставляя только часть своего корпуса для прямого обстрела. При попадании любого снаряда в корпус дальше от центра, основная часть удара была бы отражена. Плоское дно гарантировало, что киль расположен не слишком глубоко в воде, что позволяло судну перемещаться на мелководье Днепра и Керченского пролива. Это было замечательно.
Модель корабля построили и испытали в Балтийском море в Санкт-Петербурге в 1870 году. Корабль хорошо двигался, и испытание признали успешным. Когда о результатах испытания доложили царю Александру II, он приказал назвать круглые броненосцы «поповками» — уменьшительная форма от фамилии конструктора.
Фото: Zandcee/Wikimedia Commons
Уменьшенная модель корабля «Новгород» в Международном морском музее Гамбурга (Internationales Maritimes Museum Hamburg).
Скоро Попов и его помощники занялись разработкой кораблей различных конструкций и размеров. Генерал-адмирал хотел, чтобы самый большой корабль имел диаметр 46 метров и водоизмещение 6000 тонн, но, когда посчитали его стоимость, она превысила общий бюджет всей программы. Затем Попов спроектировал уменьшенную версию корабля диаметром 30 м и водоизмещением 2490 тонн. Корабль был вооружен двумя 28-см пушками, размещенными на вращающейся платформе в центре корабля. Шесть паровых двигателей, каждый из которых приводил в движение один винт, обеспечивали мощность, позволявшую кораблю двигаться со скромной скоростью около 6,5 узлов. Корабль назвали «Новогород» и спустили на воду в 1873 году.
Самой большой проблемой, связанной с круглой формой корпуса, стало то, что корабль было сложно разворачивать с помощью руля, на совершение одного полного круга уходило от 40 до 45 минут. Такой корабль был почти неуправляемым в сильный шторм. Тупая форма корпуса также увеличивала сопротивление, заставляя двигатели потреблять огромное количество угля, и в результате корабль мог развить максимальную скорость в 480 морских миль (890 км). Проблему с рулем решили, сделав его неподвижным и использовав вместо этого винты — разворачивая судно за счет снижения скорости.
Необычный корпус «Новгорода» породил множество мифов, самый распространенный из которых состоял в том, что, каждый раз, когда пушки корабля стреляли, в результате отдачи корабль бесконтрольно вращался вокруг своей оси, провоцируя головокружение у всех на борту.
Из-за невысокой скорости и плохой маневренности корабль «Новгород» и его брата чуть большего размера «Вице-адмирал Попов» перевели в ранг плавучих фортов для наблюдения за побережьем. Была предпринята попытка продать их Болгарии, но те отказались, и в 1911 году корабли отправили в утиль.
Фото: John Jordan
Строительство «Новгорода».
Фото: John Jordan
«Новгород» за несколько дней до спуска на воду.
Источник
(переведено специально для BUGAGA.RU)